Основные копинг-стратегии, выявленные у подростков призывного возрата с аддиктивным поведением

Введение
В современных социально-экономических условиях каждый человек встречается с большим количеством сложных ситуаций, вынуждающих его преодолевать разного рода затруднения и препятствия, либо приспосабливаться к ним. Проблема преодоления сложных жизненных ситуаций носит название совладающего поведения и на сегодняшний день является одной из актуальных, активно разрабатываемых в современной психиатрии и медицинской психологии.
В последние время и зависимое поведение все чаще рассматривается с точки зрения проблем совладения личности со стрессовой ситуаций или копинг-стратегий (cope, англ – совладание). Современные исследователи говорят о том, что зависимое поведение нередко формируется вследствие дезадаптации, в результате использования неэффективных и неадекватных ситуации копинг-стратегий.
Данное исследование носило пилотный характер, целью ставилось определить основные стратегии совладания у подростков с уже сформированным аддиктивным поведением, чтобы в последующем определить основные методы превентивной и профилактической работы и их точки приложения.
Исследование проводилось на малой выборке, статистическая обработка данных не использовалась.


Материалы и методы.
В исследовании участвовали подростки, имеющие сформированное адиктивное поведение; проходившие лечение в разные периоды в наркологическом стационаре; 16 мальчиков 6 девочек
(n= 22). Средний возраст исследуемой группы 15,9+-1,2 лет.
Абсолютное большинство подростков - 68,1% (n=15) являлись воспитанниками детских домов,
Из исследуемой группы 22,8% (n=5) страдали алкогольной зависимостью, 59%(n=13) токсикоманией, 18,2% (n=4) являлись опиатными наркоманами.
Был проведен структурированный опрос по следующим методикам:
• методика «Индикатор копинг-стратегий» (Amirkhan J.); предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности; адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995);
• метод диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов);
• оценочная шкала определения уровня тревоги и депрессии HADS.


Полученные результаты:
Методикой «Индикатор копинг-стратегий» выявлено, что 54,4% (n=12) респондентов, т.е. больше половины, показали средний уровень использования шкалы «стратегии разрешения проблем» — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Оставшиеся 45,5% (n=10) показали низкий уровень использования данной стратегии. Стоит отметить, что в данную группу попали преимущественно лица женского пола и более молодого возраста.
По шкале «Стратегия избегания» - поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью и уйти от решения проблем, в 81,8% случаев (n=18) получен низкий уровень. Это свидетельствует о том, что данная стратегия большинством респондентов используется крайне редко. Среднему уровню избегания в стрессовых ситуациях свидетельствовали ответы у 18,2% (n=4) обследованных.
Наиболее интересный результат был получен по шкале «Стратегия поиска социальной поддержки», отражающей уровень использования активной поведенческой стратегии, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде, а именно к семье, друзьям и другим значимым субъектам. При этом 14 человек показали «низкий уровень», 8 средний, что говорит о низкой ориентации на социальную поддержку большинства респондентов.
Методом диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии (Юсупов И.М.) значимых результатов получить не удалось. Большая часть опрошенных (n=13) показала недостоверный уровень в своих ответах. Данный факт свидетельствует о неискренности опрашиваемых, их стремлении давать социально-благоприятные ответы, что вполне объяснимо их личностными особенностями.
По оценочной шкале определения уровня тревоги и депрессии HADS практически все обследованные показали выраженный уровень тревоги; 81,8% (n=18) дали ответы, свидетельствующие о выраженной депрессии. Данная шкала является оценочной (скрининговой), поэтому она была использована не для диагностики нозологических единиц, а для определения дополнительных условий при выборе стратегий совладания в стрессовых ситуациях.


Выводы:
Исходя их полученных результатов, можно говорить, что подростки исследуемой группы, чаще используют стратегию «разрешения проблем» и редко прибегают к стратегии «социальной поддержки», более свойственной данному возрасту. Учитывая высокий уровень тревожности данной группы и небольшой жизненный опыт, можно предположить, что самостоятельное решение проблемы вряд ли будет эффективным и оптимальным. В данном случае можно говорить о копинг-некомпетентности данной группы.
Мы считаем, что одним из перспективных и приоритетных направлений психореабилитационой работы с подростками-аддиктами, в первую очередь, является работа, направленная на совершенствование навыков восприятия социальной поддержки, на расширение спектра действия данной активной копинг-стратегии, повышении уровня доверия подростков к «старшим товарищам». Особенно значима данная работа будет на базе детских домов и домов – интернатов.


Погулич А.В., Шадрина И.В., Кучин Н.Е.
Кафедра психиатрии и наркологии ЧелГМА Росздрава.